МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РАЙГОРОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» СВЕТЛОЯРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 404173, Волгоградская область, Светлоярский район, с. Райгород, пос.Водстрой, 1 тел. (84477)6-51-30 E-mail: raygorodsosh@mail.ru ОКПО 41512858, ОГРН 102340596642, ИНН/КПП 3426006487/342601001 Учебный план основного общего образования обучающихся с ОВЗ на 2023-2024 учебный год 2023 Пояснительная записка к учебному плану обучающихся по адаптированной основной образовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-дневная рабочая неделя МКОУ «Райгородская СШ» на 2023 — 2024 учебный год Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработан на основе требований следующих нормативных документов: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; - Приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения основных образовательных программ обучающихся 5-11 классов по индивидуальному учебному плану (Письмо Минпросвещения России от 26.02.2021 N 03-205); - Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ МКОУ «Райгородская СШ». Содержание основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется преимущественно за счет введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционных курсов, направленных на коррекцию недостатков физической и (или) психической сферы. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: - формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; - формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщениеих к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения вэкстремальных ситуациях. Учебный план для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Обязательная часть (общеобразовательная подготовка) учебного плана включает следующие образовательные области: «Язык и речевая практика», «Математика», «Естествознание», «Человек и общество», «Технология», «Физическая культура». Образовательная область «Язык и речевая практика» представлена следующими предметами: «Русский язык» - 4 часа в неделю (136 часов в год), «Чтение (литературное чтение)» - 4 часа в неделю (136 часов в год). Образовательная область «Математика» представлена предметом «Математика» - 4 часа в неделю (136 часов в год). Образовательная область «Естествознание» представлена предметом: «Природоведение» по 2 часа в неделю (68 часов в год) и «География» по 2 часа в неделю (68 часов в год). Образовательная область «Человек и общество» представлена предметом «Основы социальной жизни» по 2 часа в неделю (68 часов в год) и «Мир истории» по 2 часа в неделю (68 часов в год). Образовательная область «Технология» представлена предметом «Профильный труд» по 6 часов в неделю (204 часа в год). Образовательная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Адаптивная физическая культура» - 2 часа в неделю (68 часов в год). Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся использовано на изучение учебных предметов, не представленных в обязательной части учебного плана, коррекционно-развивающую работу и внеурочную деятельность. В соответствии с ориентацией образовательной программы школы на формирование информационной компетентности выпускника основной школы, образовательным заказом родителей в 6-х классах из школьного компонента введен учебный предмет «Введение в информатику» по 1 часу в неделю (34 часа в год). Изучение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) должно обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Обучение ОДНКНР ведется по 1 часу в неделю (34 часа в год). Коррекционно-развивающая область представлена коррекционно-развивающими занятиями (психокоррекционными), направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях: занятия с педагогом-психологом по 2 часа в неделю; логопедом - по 2 часа в неделю, занятия ритмикой по 2 ч в неделю. Сроки освоения АООП ООО (вариант 1) обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют 5 лет Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года на второй ступени общего образования составляет 34 недели Продолжительность урока 40 минут. Для учащихся, обучающихся в условиях общеобразовательной школы по АООП ООО для детей с ОВЗ (вариант 1) организовано обучение внутри класса, т.е. обучение в классе со своей возрастной группой. Кроме того обучающийся с ОВЗ вовлекается с классом своей возрастной группы во внеклассные и общешкольные мероприятия, являясь полноправным членом данного классногоколлектива. Согласно учебному плану максимальная недельная нагрузка – 40 часов. Формы проведения промежуточной аттестации Освоение учебного плана сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся на основании ч.1 ст.58 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентируется Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся. Сроки промежуточной аттестации регламентируются Календарным учебным графиком, графиком оценочных процедур школы на текущий учебный год Классы 5-9 Предметы Русский язык Чтение (литературное чтение) Математика Ведение в информатику Основы социальной жизни Мир истории Природоведение География Профильный труд Адаптивная физическая культура Формы проведения промежуточной аттестации Всероссийская проверочная работа Диктант с грамматическим заданием Контрольное тестирование Диагностика навыков чтения Работа с текстом Всероссийская проверочная работа Контрольная работа Контрольное тестирование Контрольное тестирование Контрольное тестирование Контрольное тестирование Контрольное тестирование Творческая работа Тестирование физической подготовленности/ творческая работа План внеурочной деятельности на 2023-24 учебный год Направление внеурочной деятельности Программа Форма организации внеурочной деятельности Классы/ часы 5-9 Информационно- просветительские занятия патриотической, нравственной иэкологической направленности Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов обучающихся «Разговоры о важном» Разговор или беседас обучающимися 1 Профминимум Профориентационн ые занятия, экскурсии на предприятия, учреждения СОО, ВОО Основы Метапредметный функциональ кружок ной грамотности 1 Музейное дело Кружок 1 ДЮП Кружок 1 Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Школьный театр Юный шахматист Кружок 1 Секция 1 Футбол Секция 1 Внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов) Ученический совет Объединение 1 Объединение 1 Внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) Внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворению образовательных потребностей иинтересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных Движение первых Недельный объем внеурочной деятельности Объем внеурочной деятельности за год 1 10 340 Учебный план обучающихся по адаптированной основной образовательной программе основного общего образования с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), МКОУ «Райгородская СШ» 2023-2024 учебный год 8-9 классы Годовой учебный план АООП ООО обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1) Предметные Учебные предметы Классы области V VI VII VIII Обязательная часть 1. Язык и 1.1. Родной русский язык 136 136 136 136 речевая 1.2. Родная литература практика (Литературное чтение) 136 136 136 136 2. Математика 2.1. Математика 136 136 3 3 2.2. Информатика 34 34 3.Естествознание 3.1. Природоведение: 68 68 3.2. Биология 68 68 3.3. География 68 68 68 4. Человек 4.1. Мир истории 2 4.2. Основы социальной жизни (обществознание) 34 34 68 68 4.3. История отечества 68 68 5. Искусство 5.1. Изобразительное 68 34 искусство 5.2. Музыка 34 34 34 6. Физическая 6.1. Физическая 102 102 102 102 культура и основы культура безопасности 6.2. Основы безопасности 34 жизнедеятельности жизнедеятельности 7. Технологии 7.1.Профильный труд 204 204 170 235 918 952 1020 1054 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Язык и речевая практика (ОДНКНР) (ОДНКНР) 34 34 Информатика Введение в информатику 34 34 Технология Максимально 28 29 допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) Занятия с социальным 34 34 педагогом Занятия с педагогом68 68 психологом Ритмика 34 34 68 68 Внеурочная деятельность IX 136 136 136 34 68 68 68 68 102 34 272 1088 34 34 32 34 33 33 34 34 68 68 68 68 34 68 34 68 68 Недельный учебный план АООП ООО обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1) Предметные Учебные предметы Классы области V VI VII VIII Обязательная часть 1. Язык и 1.1. Родной русский язык 4 4 4 4 речевая 1.2. Родная литература практика (Литературное 4 4 4 4 чтение) 2. Математика 2.1. Математика 4 4 3 3 2.2. Информатика 1 1 3.Естествознание 3.1. Природоведение: 2 2 3.2. Биология 2 2 3.3. География 2 2 2 4. Человек 4.1. Мир истории 2 4.2. Основы социальной жизни (обществознание) 1 1 2 2 4.3. История отечества 2 2 5. Искусство 5.1. Изобразительное 2 1 искусство 5.2. Музыка 1 1 1 6. Физическая 6.1. Физическая 3 3 3 3 культура и основы культура безопасности 6.2. Основы безопасности 1 жизнедеятельности жизнедеятельности 7. Технологии 7.1.Профильный труд 6 6 5 7 27 28 30 31 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Язык и речевая практика (ОДНКНР) (ОДНКНР) 1 1 Информатика Введение в информатику 1 1 Технология Максимально 28 29 допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) Занятия с социальным 1 1 педагогом Занятия с педагогом2 2 психологом Ритмика 1 1 2 2 Внеурочная деятельность IX 4 4 4 1 2 2 2 2 3 1 8 32 1 1 32 1 33 33 1 1 2 2 2 2 1 2 1 2 1