МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РАЙГОРОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» СВЕТЛОЯРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 404173, Волгоградская область, Светлоярский район, с. Райгород, пос.Водстрой, 1 тел. (84477)6-51-30 E-mail: raygorodsosh@mail.ru ОКПО 41512858, ОГРН 102340596642, ИНН/КПП 3426006487/342601001 Учебный план начального общего образования обучающихся с ОВЗ на 2023-2024 учебный год Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, 1-4 классы, 5-дневная рабочая неделя МКОУ «Райгородская СШ» на 2023 — 2024 учебный год Учебный план НОО для обучающихся с ОВЗ разработан на основе: - Федерального закона от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023); - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 № 1598; - Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)»; - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – Санитарные правила) (зарегистрирован в Минюсте России 18 декабря 2020 г. № 61573). Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки, состав и структуру предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности. В учебном плане представлены предметные и коррекционно-развивающая области. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ОВЗ. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ОВЗ. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ОВЗ, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ОВЗ учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в МКОУ «Райгородская СШ». В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими, психо-коррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет 5 часов (в том числе 2 часа в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования). В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано на одного обучающегося. Продолжительность учебного года в подготовительных и 1 классах составляет 33 недели, во 2-4 классах - 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в подготовительных и 1 классах устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Обучение в подготовительных и первых классах проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано на одного обучающегося. Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям. Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5 дневной учебной неделе. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 недели, в подготовительном и в 1 классе - 33 недели. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней. Продолжительность учебных четвертей составляет: 1 четверть - 8 учебных недель (для подготовительных и 1 - 4 классов); 2 четверть - 8 учебных недель (для подготовительных и 1 - 4 классов); 3 четверть - 10 учебных недель (для 2 - 4 классов), 9 учебных недель (для подготовительных и 1 классов); 4 четверть - 8 учебных недель (для подготовительных и 1 - 4 классов). Продолжительность каникул составляет: - по окончании 1 четверти (осенние каникулы) - 9 календарных дней (для подготовительных и 1 - 4 классов); - по окончании 2 четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней (для подготовительных и 1 - 4 классов); - дополнительные каникулы - 9 календарных дней (для подготовительных и 1 классов); - по окончании 3 четверти (весенние каникулы) - 9 календарных дней (для подготовительных и 1 - 4 классов); - по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель. Продолжительность урока - 40 минут. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной Гигиеническими нормативами. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объеммаксимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: - для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю - 5 уроков, за счет урока физической культуры; - для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры. Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований: - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену, обучение в первом полугодии: в сентябре - октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый; - предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Учебный план начального общего образования, 1-4 классы, обучающихся с НОДА (вариант 6.1.), 5-дневная рабочая неделя МКОУ «Райгородская СШ» на 2023 — 2024 учебный год 2 класс Предметные области Годовой учебный план АООП НОО обучающихся с НОДА (вариант 6.1) Учебные предметы Количество часов в неделю I II III IV Всего Обязательная часть Филология Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика и Математика информатика Обществознание и Окружающий мир естествознание (человек, природа, (Окружающий общество) мир) Основы духовно- ОРКСЭ нравственной культуры народов России Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология Технология (труд) Физическая Физическая культура культура (адаптивная физическая культура) Итого: Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-дневной неделе Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе Внеурочная деятельность коррекционно-развивающая работа: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия другие направления внеурочной деятельности Всего 132 132 132 136 136 68 136 136 136 68 136 136 102 68 136 672 638 204 672 33 68 68 68 270 - - - 34 34 33 33 34 34 34 34 34 34 168 168 33 99 34 102 34 102 34 102 168 504 627 66 748 34 748 34 748 34 3498 234 693 782 782 782 3732 330 165 165 340 170 170 340 170 170 340 170 170 1680 840 840 165 170 170 170 840 1023 1122 1122 1122 5412 Недельный учебный план АООП НОО обучающихся с НОДА (вариант 6.1) Предметные Учебные предметы области Обязательная часть Филология Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Математика и информатика Обществознание Окружающий мир и естествознание (человек, природа, (Окружающий общество) мир) Основы духовно- ОРКСЭ нравственной культуры народов России Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология Технология (труд) Физическая Физическая культура культура (адаптивная физическая культура) Итого: Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-дневной неделе Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе Внеурочная деятельность коррекционно-развивающая работа: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия другие направления внеурочной деятельности Всего I 4 4 Количество часов в неделю II III IV Всего 4 4 4 2 4 4 4 2 4 4 3 2 4 20 19 6 20 1 2 2 2 8 - - - 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 5 1 3 1 3 1 3 1 3 5 15 19 2 22 1 22 1 22 1 104 7 21 23 23 23 111 10 5 5 10 5 5 10 5 5 10 5 5 50 25 25 5 5 5 5 25 31 33 33 33 161 1 Учебный план начального общего образования, 1-4 классы, обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.), 5-дневная рабочая неделя МКОУ «Райгородская СШ» 2 класс Недельный и годовой учебный план начального общего образования для слабовидящих детей с задержкой психического развития Предметные области Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание Искусство Технология Физическая культура Учебные предметы Количество Количество часов в неделю часов в год 1 кл. 2-3 кл. 4 кл. 1 кл. 2-3 кл. 4 кл. Русский язык 3 4 4 99 136 136 Литературное чтение 4 4 3 132 136 102 Всего 15/507 15/507 Иностранный язык (английский) Математика - 1 2 - 34 68 4/136 4 4 4 132 136 136 16/540 Окружающий мир 2 2 2 66 68 68 8/270 Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура (Адаптивная физическая культура) 1 1 1 1 1 1 33 33 34 34 34 34 4/135 4/135 1 3 1 3 1 3 33 99 34 102 34 102 4/135 12/405 680 680 2 2 62 7 66 68 68 8/270 1 1 1 - 1 2 2 1 3 1 1 - 33 33 2 3 34 34 782 34 34 34 782 4/135 2/67 1/34 3039 1 0 1 0 Итого Часть, формируемая участниками образовательного процесса Русский язык и литература Математика Английский язык Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область): коррекционно-развивающие занятия ритмика направления внеурочной деятельности Всего 1 9 21 2 1 0 5 1 4 3 3 1 3 2 1 5 1 4 69 3 5 1 4 3 3 2667 Учебный план начального общего образования, 1-4 классы, обучающихся с УО (вариант 1), 5-дневная рабочая неделя МКОУ «Райгородская СШ» 2-4 классы Годовой учебный план начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Предметные Классы Количество часов в год области I II III IV Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык практика 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика 2. Математика 2.1.Математика 3. Естествознание 3.1.Мир природы и человека 4. Искусство 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство 5.Физическая 5.1.Физическая культура культура Всего 99 99 66 99 66 102 136 68 136 34 102 136 68 136 34 102 136 68 136 34 405 507 270 507 168 66 33 34 34 34 34 34 34 168 135 99 102 102 102 405 6. Технологии 6.1. Ручной труд 66 693 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая годовая 693 нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область 198 (коррекционные занятия и ритмика): 132 Внеурочная деятельность 1023 Всего 34 680 102 34 680 102 34 680 102 168 2733 306 782 782 782 3039 204 204 204 810 136 1122 136 1112 136 1122 540 4389 Недельный учебный план начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Предметные Классы Количество часов в неделю области I II III IV Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык 3 3 3 3 практика 1.2.Чтение 3 4 4 4 1.3.Речевая практика 2 2 2 2 2. Математика 2.1.Математика 3 4 4 4 3. Естествознание 3.1.Мир природы и 2 1 1 1 человека 4. Искусство 4.1. Музыка 2 1 1 1 4.2. Изобразительное 1 1 1 1 искусство 5. Физическая 5.1. Физическая 3 3 3 3 культура культура 6. Технологии 6.1. Ручной труд 2 Итого 21 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 21 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 6 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 4 Внеурочная деятельность Всего 31 Всего 12 15 8 15 5 5 4 12 1 20 3 1 20 3 1 20 3 5 81 9 23 23 23 90 6 6 6 24 4 4 4 16 130 33 33 33