Рабочая программа по литературе 11 класс

Рабочая программа по литературе 11 класс
№

Раздел

1
Изучение языка
художественной
литературы

Тема

Изучение языка
художественной
литературы. Анализ
художественного
текста

2

Количе
ство
часов

1

Тип урока

Лекция

1

Лекция

1

Аналитическо
е чтение

Русская литература
начала 20 вв.
4

1

Семин.

Творчество
И.А.Бунина.
Изображение России в
повести И.А.Бунина
«Деревня»
5

1
Образ греха в рассказе
И.А.Бунина «Господин
из Сан-Франциско»

Домашнее
задание

Дата
П

Мировая литература
рубежа XIX-XX веков
3

Содержание

Исследование

Понятие поэтического языка.Теория.
Художественный текст. Поэтический
язык.
Содержание понятия «мировая
литература» Характерные черты. . Т.С.Элиот, Э.-М. Ремарк. Жизнь и
творчество, судьба и творчество
Литературные искания и
направленияфилософской мысли.
Золотой и серебряный век русской
литературы. Своеобразие реализма в
русской литературе начала 20
века.Реализм и модернизм,
разнообразие литературных стилей,
школ, групп.
Традиции русской классики в поэзии.
Лирическая проза писателя.
Философская направленность
творчества. Тема России и тема любви.
Эстетическое кредо писателя.Тонкий
лиризм пейзажной поэзии Бунина,
изысканность словесного рисунка,
колорита, сложная гамма настроений.
Философичность и лаконизм
поэтической мысли. Традиции русской
классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из СанФранциско», «Чистый понедельник».
Своеобразие лирического
повествования в прозе И. А. Бунина.

с.6-16,
лекция,
вопрос 3,4
письменно
с.17-35,
пересказ,
ответы на
вопросы

сообщение

с.53-66,
лекция,
тестировани
е
анализ
рассказа по
плану

Ф

6

7

1

Кризис цивилизации в
рассказе И.А.Бунина
«Господин из СанФранциско»
Тема любви в рассказах
И.А.Бунина
«Солнечный удар»,
«Темные аллеи»,
«Чистый понедельник»

8

9

1

1
Новаторство романа
И.А.Бунина «Жизнь
Арсеньева»
А.И.Куприн. Мир
духовный и мир
цивилизованный в
повести А.И.Куприна
«Олеся»

1

Практик.

Ответы на
вопрос

Лекция

Комбинирова
нная лекция

Мотив увядания и запустения
дворянских гнезд. Предчувствие гибели
традиционного крестьянского уклада.
Обращение писателя к широчайшим
социально-философским обобщениям в
рассказе «Господин из СанФранциско». Психологизм бунинской
прозы и особенности «внешней
изобразительности»
Рассказы: «Господин из СанФранциско», «Чистый понедельник».
Своеобразие лирического
повествования в прозе И. А. Бунина.
Мотив увядания и запустения
дворянских гнезд. Предчувствие гибели
традиционного крестьянского уклада.
Обращение писателя к широчайшим
социально-философским обобщениям в
рассказе «Господин из СанФранциско». Психологизм бунинской
прозы и особенности «внешней
изобразительности»
Тема любви в рассказах писателя.
Поэтичность женских образов. Мотив
памяти и тема России в бунинской
прозе. Своеобразие художественной
манеры И. А. Бунина
Тема любви в рассказах писателя.
Поэтичность женских образов. Мотив
памяти и тема России в бунинской
прозе. Своеобразие художественной
манеры И. А. Бунина
Жизнь и творчество, личность писателя.
Повести «Поединок», «Олеся», рассказ
«Гранатовый браслет» (одно из
произведений по выбору)

с.66-70,
конспект

чтение и
анализ
рассказов

с.71-74,
лекция

с.78-82,
сообщение

10

А.И.Куприн.
«Поединок»:
автобиографический и
гуманистический
характер повести

11

12

1

1
Талант любви и тема
социального
неравенства в повести
А.И.Куприна
«Гранатовый браслет»
Контрольное сочинение
по творчеству
И.А.Бунина и
А.И.Куприна

13

1

1

Лекция

Комбинирова
нная лек.

1

Лекция

Исслед.

Творчество
И.С.Шмелева
15

16

1

Творчество Б.К.Зайцева
Творчество
А.Т.Аверченко, Тэффи

1

с.84-92,
письменно
ответить на
вопросы

с.93,
вопросы

Урок
развития речи

Творчество
Л.Н.Андреева
14

Поэтическое изображение природы в
повести «Олеся», богатство духовного
мира героини. Мечты Олеси и реальная
жизнь деревни и ее обитателей.
Толстовские традиции в прозе Куприна.
Проблема самопознания личности в
повести «Поединок». Смысл названия
повести. Гуманистическая позиция
автора. Трагизм любовной темы в
повестях «Олеся», «Поединок». Любовь
как высшая ценность мира в рассказе
«Гранатовый браслет».

Лекция

Лекция

Контроль: контрольное сочиенение по
творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна
Жизнь и судьба. На перепутьях
реализма и модернизма. Андреев и
символизм. Писатель-экспрессионист.
Рассказ «Большой шлем». Трагический
смысл финала рассказа.Жизнь и судьба.
На перепутьях реализма и модернизма.
Андреев и символизм. Писательэкспрессионист. Рассказ «Большой
шлем». Трагический смысл финала
рассказа.
Трагедия писателя. Начало творческого
пути. Повесть «Солнце мертвых».
Творческая индивидуальность. Язык
произведений Шмелева
Память о России. Особенности
религиозного сознания.
Художественный мир писателя.
«Преподобный Сергий Радонежский».
Беллетризованные биографии
Журнал «Сатирикон».
Жизнеутверждающий юмор и сатира

дописать
сочинение

с.94-99,
конспект
с.103-112,
творческое
задание

с.12,
вопросы
с.113-118,
вопросы 1-5

17

1
Особенности
поэзии начала
XX века

18

19

Творчество
В.В.Набокова
Серебряный век как
литературноэстетическая категория.
Модернизм поэзии
Серебряного века
Символизм как
литературное течение.
В.Я.Брюсов как
основоположник
русского символизма

20

21

22

1

1

1

Своеобразие
художественного
творчества
К.Д.Бальмонта
Основные темы и
мотивы лирики
И.Ф.Анненского,
Ф.Сологуба, А.Белого
Русский акмеизм и его
истоки

1

1

писателя. Рассказы «Дюжина ножей в
спину революции».Рассказы. Развитие
представлений об иронии и пародии
Аналитическо Память о России. Начало творчества.
е чтение
Классические традиции в романах
писателя. Язык и стилистическая
индивидуальность. Роман «Машенька».
Феномен языка Набокова
Лекция
Художественные открытия поэзии
начала 20 века. Своеобразие
поэтического почерка. Темы творчества.
Образ Родины. Лирический герой.
Творческие искания
Аналитическо
е чтение

Аналитическо
е чтение

Аналитическо
е чтение

Аналитическо
е чтение

Слово о поэте. Сквозные мотивы
поэтики Брюсова
Слово о поэте. Стихотворения. «Сонеты
солнца», «Придорожные травы», «Я не
знаю мудрости», «Я мечтою ловил
уходящие тени», «Лунный луч»,
«Фантазия». Шумный успех ранних
книг К. Бальмонта: «Будем как солнце»,
«Только любовь», «Семицветник».
Поэзия как выразительница «говора
стихий». Цветопись и звукопись поэзии
Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жарптица»). Тема России в эмигрантской
лирике Бальмонта

с.119-130,
сообщение,
тест

с.131-139,
творческое
задание

с.140-141,
конспект

с.141-144,
выучить

Работа с заданным текстом
публицистического стиля. Микротема.
Основная мысль
конспект
Истоки. Литературные манифесты
с.144-145,
акмеистов.Эстетика акмеизма, основные выучить

23

1

Семинар

Проблематика и
поэтика лирики
Н.С.Гумилева
24

1

25

М.Горький
26

Футуризм как
литературное течение
модернизма. Лирика
И.Северянина,
В.Ф.Ходасевича
Контрольное сочинение
по произведениям
поэтов Серебряного
века
М.Горький: жизнь,
творчество, личность.
Ранние романтические
рассказы М.Горького

1

Практикум

принципы, отличительные
черты.Влияние акмеизма нга
последующее развитие русской
литературы 20 века.
. Слово о поэте. Стихотворения:
«Канцона вторая», «Дон Жуан», «Мои
читатели», «Шестое чувство», цикл
«Капитаны», «Волшебная скрипка»,
«Заблудившийся трамвай» (или другие
стихотворения по выбору учителя и
учащихся). Романтический герой
лирики Гумилева. Яркость,
праздничность восприятия мира.
Активность, действенность позиции
героя, неприятие серости, обыденности
существования. Трагическая судьба
поэта после революции. Влияние
поэтических образов и ритмов Гумилева
на русскую поэзию XX века.
Характерные черты эстетики
футуристов.Лирика И. Северянина,
Стихотворения: «Я, неий Игорь
Северянин…», «Ананасы в
шампанском». Поиски новых
поэтических форм. Фантазия автора как
сущность поэтического творчества.
Поэтические неологизмы Северянина.
Грезы и ирония поэта.Владислав
Фелицианович Ходасевич

с.166-172,
тезисный
план

сообщение

Урок
развития речи
написать
сочинение

1

Лекция.

Биография. Ранние рассказы. «Макар
Чудра» Романтический пафос и реализм
рассказа. Рассказ «Старуха Изергиль».
Романтический пафос и суровая правда

с.186-189,
сообщение,
тезисный
лан

рассказов М. Горького.
27

Рассказ М.Горького
«Старуха Изергиль».
Проблематика и
особенности
композиции
произведения

28

1

1

Семинар

Практикум

Пьеса М.Горького «На
дне» как социальнофилософская драма.
Система образов
произведения
29

30

1

Спор о назначении
человека в пьесе
М.Горького «На дне»:
«три правды» и их
трагическое
столкновение
Своеобразие
публицистики и
мемуарных очерков
М.Горького

1

Исследование

. Народно-поэтические истоки
романтической прозы писателя.
Проблема героя в рассказах Горького.
«На дне». Социально-философская
драма. Смысл названия произведения.
Атмосфера духовного разобщения
людей. Проблема мнимого и реального
преодоления унизительного положения,
иллюзий и активной мысли, сна и
пробуждения души. «Три правды» в
пьесе и их трагическое столкновение:
правда факта (Бубнов), правда
утешительной лжи (Лука), правда веры
в человека (Сатин). Новаторство
Горького драматурга. Сценическая
судьба пьесы.
«На дне». Социально-философская
драма. Смысл названия произведения.
Атмосфера духовного разобщения
людей. Проблема мнимого и реального
преодоления унизительного положения,
иллюзий и активной мысли, сна и
пробуждения души. «Три правды» в
пьесе и их трагическое столкновение:
правда факта (Бубнов), правда
утешительной лжи (Лука), правда веры
в человека (Сатин). Новаторство
Горького драматурга. Сценическая
судьба пьесы.

с.189191,вопросы

с193-201

с.201-203,
лекция

Практикум
Литературные портреты. Пафос
«Несвоевременных мыслей» Горького.

конспект

31
А.А.Блок

Контрольное сочинение
по творчеству
М.Горького

32

1

1

Практикум

Исследование

Жизнь, творчество,
личность А.А.Блока.
Темы и образы ранней
лирики. «Стихи о
Прекрасной Даме»
33

Тема «страшного мира»
в лирике А.А.Блока
Тема Родины и
исторического пути
России в лирике
А.А.Блока

34

35

1

Практикум

1

Семинар

Тема страшного мира

Поэт и революция. Поэма «Двенадцать»
современниками.
Многоплановость, сложность
художественного мира поэмы.
Символическое и
конкретнореалистическое в поэме.
Гармония несочетаемого в языковой и
музыкальной стихиях 6 произведения.
Герои поэмы, сюжет, композиция.
Авторская позиция и способы ее
выражения в поэме. Многозначность
финала. Неутихающая полемика вокруг
поэмы. Влияние Блока на русскую
поэзию XX века.Статья А.Блока
«Интеллигенция и революция»

1

36

37

С.А.Есенин

Поэма А.А.Блока
«Двенадцать»: жанр,
стиль, композиция и
проблематика
произведения
Контрольное сочинение
по творчеству
А.А.Блока
Новокрестьянская
поэзия. Н.А.Клюев:
истоки и
художественный мир

Литературные портреты. Пафос
«Несвоевременных мыслей» Горького.
и творчество. Стихотворения:
«Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,
фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река
раскинулась. Течет, грустит лениво...»
(из цикла «На поле Куликовом»), «На
железной дороге» (указанные
произведения обязательны для
Акмеизм.

1

1

сочинение

с.206,
сообщение
с.209-215,
творческое
задание

с.215,
назусть

конспект

Лекция

Беседа

сочинение
Жизнь и творчество. Стихотворения:
«Изба – святилище земли», «Голос
народа», «Рождество избы». Духовные
и поэтические истоки новокрестьянской

написать
сочинение

с.238-247

поэзии Н.А.Клюева

38

1

Исследование

С.А.Есенина. Жизнь,
творчество, ранняя
лирика поэта
39

1

Тема Родины и
природы в поэзии
С.А.Есенина

Практикум

поэзии: русский фольклор,
древнерусская книжность, традиции
Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и
др.
Жизнь и творчество. Стихотворения:
«Гой ты, Русь моя родная!..», «Мой
край задумчивый и нежный…», «Край
любимый, сердцу снятся…», «Русь»,
«Запели тесаные дроги…»,»Учусь
постигнуть в каждом миге…», «О Русь,
взмахни крылами…», «Ветры, ветры, о
снежные ветры…», «Мы теперь уходим
понемногу...», «Письмо матери», «Спит
ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ
ты моя, Ша-ганэ!..», «Не жалею, не
зову, не плачу...», «Русь советская»,
«Сорокоуст». «Я покинул родимый
дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты
мой опавший, клен заледенелый...».
Всепроникающий лиризм — специфика
поэзии Есенина. Россия, Русь как
главная тема всего его творчества. Идея
«узловой завязи» природы и человека.
Народнопоэтические истоки есенинской
поэзии.
Песенная основа его поэтики. Традиции
Пушкина и Кольцова, влияние Блока и
Клюева. Любовная тема в лирике
Есенина. Исповедальность
стихотворных посланий родным и
любимым -людям. Есенин и
имажинизм. Богатство поэтического
языка. Цветопись в поэзии Есенина.
Сквозные образы есенинской лирики.
Трагическое восприятие
революционной ломки традиционного
уклада русской деревни.

с.247-258

анализ
стихотворен
ия

40

1

41

42
В.В.Маяковский

Тема любви в лирике
С.А.Есенина
Поэма С.А.Есенина
«Анна Снегина»:
анализ лиро-эпического
произведения
Тема быстротечности
человеческого бытия в
лирике С.А.Есенина

43

1

1

1

Семин.

45

1

Тема любви и поэзии
В.В.Маяковского
Поэма
В.В.Маяковского

1

наизусть

Поэма «Анна Снегина». лирическое и
эпическое в поэме. Образы лирических
героев. Смысл финала поэмы.

чтение и
анализ
поэмы

Исслед.

Лекция

Лекция

Жизнь и творчество
В.В.Маяковского.
Ранняя лирика поэта.
Маяковский и
футуризм
44

Песенная основа его поэтики. Традиции
Пушкина и Кольцова, влияние Блока и
Клюева. Любовная тема в лирике
Есенина. Исповедальность
стихотворных посланий родным и
любимым -людям. Есенин и
имажинизм. Богатство поэтического
языка. Цветопись в поэзии Есенина.
Сквозные образы есенинской лирики.
Трагическое восприятие
революционной ломки традиционного
уклада русской деревни.

Р/Р

Поэтика есенинского цикла
(«Персидские мотивы»)
Биография. Футуризм. Поэтика
Маяковского. Рифма и ритм его стихов.
Неологизмы. Поэмы Маяковского.
Новаторство поэта.Стихотворения
Поэма «Облако в штанах».Маяковский
и революция. Поэма «Хорошо». Пьесы
«Клоп», «Баня». Сатира Маяковского.
Лирика Любви.
Биография. Футуризм. Поэтика
Маяковского. Рифма и ритм его стихов.
Неологизмы. Поэмы Маяковского.
Новаторство поэта.Стихотворения
Поэма «Облако в штанах».Маяковский
и революция. Поэма «Хорошо». Пьесы
«Клоп», «Баня». Сатира Маяковского.
Лирика Любви.
Биография. Футуризм. Поэтика
Маяковского. Рифма и ритм его стихов.

с.270,
проект 1,2

с.300-305,
лекция

анализ
стихов
с.310-313,
конспект

«Облако в штанах»

46

1

Лекция.

Тема революции в
творчестве
В.В.Маяковского
47

1

Исслед.

Сатира
В.В.Маяковского.
Пьесы «Клоп», «Баня»
48

1
Литературный
процесс 1920-х
годов

49

50

Контрольное сочинение
по творчеству
С.А.Есенина,
В.В.Маяковского
Характеристика
литературного
процесса 1920-х годов.
Обзор творчества
А.М.Ремизова,
Д.А.Фурманова,
А.С.Серафимовича
Творчество
А.А.Фадеева.
Проблематика и

Неологизмы. Поэмы Маяковского.
Новаторство поэта.Стихотворения
Поэма «Облако в штанах».Маяковский
и революция. Поэма «Хорошо». Пьесы
«Клоп», «Баня». Сатира Маяковского.
Лирика Любви.
Биография. Футуризм. Поэтика
Маяковского. Рифма и ритм его стихов.
Неологизмы. Поэмы Маяковского.
Новаторство поэта.Стихотворения
Поэма «Облако в штанах».Маяковский
и революция. Поэма «Хорошо». Пьесы
«Клоп», «Баня». Сатира Маяковского.
Лирика Любви.
Биография. Футуризм. Поэтика
Маяковского. Рифма и ритм его стихов.
Неологизмы. Поэмы Маяковского.
Новаторство поэта.Стихотворения
Поэма «Облако в штанах».Маяковский
и революция. Поэма «Хорошо». Пьесы
«Клоп», «Баня». Сатира Маяковского.
Лирика Любви.

Комбинирова
нная лекция

сочинение
1

1

с.313-335,
вопросы 1-7

чтение пьес,
анализ
героев
подготовить
сообщение
о
литературно
м процессе
1920 годов

Практикум

Практикум

Народ и революция- поэтические
обобщения. Литературные группировки.
Творчество А.М.Ремизова,
Д.А.Фурманова, А.С. Серафимовича.
Жизнь и творчество писателя (обзор).
Роман «Разгром». Проблема гуманизма
и нравственного выбора героя. Путь

с.338-358,
тезисный
план
с.358-360,
проект

идейная сущность
романа А.А.Фадеева
«Разгром»
51

становления героев. Смысл названия
произведения.
1

Тема революции и
Гражданской войны в
прозе И.Э.Бабеля
Творчество
Е.И.Замятина. Обзор
романа-антиутопии
«Мы»

52

53

1

1
Творчество
М.М.Зощенко
Зачетная работа за I-е
полугодие

54
55

А.П.Платонов

1

Практикум

Аналитическо
е чтение
главы «Бэла»
Практикум

1

Практикум

1

Семинар

1

Диспут

Жизнь, творчество,
личность
А.П.Платонова. Обзор
повести «Сокровенный
человек»
57

М.А.Булгаков

Герои и проблематика

с.363-374,
сравнительн
ая
характерист
ика

Жизнь и творчество автора. Анализ
произведения

с.374-386,
проект

Жизнь и творчество писателя (обзор).
Сатирические рассказы.

с.388-397,
творческое
задание

Лекция

Общая характеристика
литературы 1930-х
годов

56

Жизнь и творчество писателя (обзор).
«Конармия»-цикл новелл. Тема
революции и Гражданской войны.
Реалистическое изображение человека в
потоке революционных событий.

зачетная работа
. Исторические предпосылки
возникновения. Жизнь и творчество
Н.А.Островского (обзор) Сложность
творческих поисков и писательских
судеб
Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ
«Сокровенный человек». «Котлован»
Высокий пафос и острая сатира
платоновской прозы. Тип
платоновского героя — мечтателя и
правдоискателя. Возвеличивание
страдания, аскетичного бытия,
благородства детей. Утопические идеи
«общей жизни» как основа сюжета
повести. Философская многозначность
названия. Необычность языка и стиля
Платонова. Связь его творчества с
традициями русской сатиры (М. Е.
Салтыков-Щедрин).

лекция

Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ

анализ

с.316, в.1,2

с.16-24

повести А.П.Платонова
«Котлован»

58

1

Жизнь, творчество,
личность
М.А.Булгакова. Обзор
романа «Белая
гвардия», пьесы «Дни
Турбиных»

Работа со
статьёй
Белинского.

«Сокровенный человек». «Котлован»
Высокий пафос и острая сатира
платоновской прозы. Тип
платоновского героя — мечтателя и
правдоискателя. Возвеличивание
страдания, аскетичного бытия,
благородства детей. Утопические идеи
«общей жизни» как основа сюжета
повести. Философская многозначность
названия. Необычность языка и стиля
Платонова. Связь его творчества с
традициями русской сатиры (М. Е.
Салтыков-Щедрин).
Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы
«Белая гвардия», «Мастер и
Маргарита». История создания романа
«Белая гвардия». Своеобразие жанра и
композиции. Многомерность
исторического пространства в романе.
Система образов. Проблема выбора
нравственной и гражданской позиции в
эпоху смуты. Образ Дома, семейного
очага в бурном водовороте
исторических событий, социальных
потрясений. Эпическая широта
изображенной панорамы и лиризм
размышлений повествователя.
Символическое звучание образа Города.
Смысл финала романа. История
создания и публикации романа «Мастер
и Маргарита». Своеобразие жанра и
композиции романа. Роль эпиграфа.
Многоплановость, разноуровневость
повествования: от символического
(библейского или мифологического) до
сатирического (бытового). Сочетание
реальности и фантастики. «Мастер и

эпизодовпов
ести

с.33-43,
пересказ

59

1

Сатира М.А.Булгакова
«Роковые яйца»,
«Собачье сердце»
(обзор произведений)

Практикум

Маргарита» — апология творчества и
идеальной любви в атмосфере отчаяния
и мрака. Традиции европейской и
отечественной литературы в романе М.
А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
(И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В.
Гоголь).
Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы
«Белая гвардия», «Мастер и
Маргарита». История создания романа
«Белая гвардия». Своеобразие жанра и
композиции. Многомерность
исторического пространства в романе.
Система образов. Проблема выбора
нравственной и гражданской позиции в
эпоху смуты. Образ Дома, семейного
очага в бурном водовороте
исторических событий, социальных
потрясений. Эпическая широта
изображенной панорамы и лиризм
размышлений повествователя.
Символическое звучание образа Города.
Смысл финала романа. История
создания и публикации романа «Мастер
и Маргарита». Своеобразие жанра и
композиции романа. Роль эпиграфа.
Многоплановость, разноуровневость
повествования: от символического
(библейского или мифологического) до
сатирического (бытового). Сочетание
реальности и фантастики. «Мастер и
Маргарита» — апология творчества и
идеальной любви в атмосфере отчаяния
и мрака. Традиции европейской и
отечественной литературы в романе М.
А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
(И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В.

с.44-50,
план

60

61

История создания,
проблематика, жанр и
композиция романа
М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита».
Москва и москвичи.
Воланд и его свита
Три мира в романе
М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита».
Система образов
романа

1

Семинар

1

Лекция

Гоголь).
Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы
«Белая гвардия», «Мастер и
Маргарита». История создания романа
«Белая гвардия». Своеобразие жанра и
композиции. Многомерность
исторического пространства в романе.
Система образов. Проблема выбора
нравственной и гражданской позиции в
эпоху смуты. Образ Дома, семейного
очага в бурном водовороте
исторических событий, социальных
потрясений. Эпическая широта
изображенной панорамы и лиризм
размышлений повествователя.
Символическое звучание образа Города.
Смысл финала романа. История
создания и публикации романа «Мастер
и Маргарита». Своеобразие жанра и
композиции романа. Роль эпиграфа.
Многоплановость, разноуровневость
повествования: от символического
(библейского или мифологического) до
сатирического (бытового). Сочетание
реальности и фантастики. «Мастер и
Маргарита» — апология творчества и
идеальной любви в атмосфере отчаяния
и мрака. Традиции европейской и
отечественной литературы в романе М.
А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
(И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В.
Гоголь).
Многоплановость, разноуровневость
повествования: от символического
(библейского или мифологического) до
сатирического (бытового). Сочетание
реальности и фантастики. «Мастер и

лекция

с.56-61,
вопросы

62

1

Комбинирова
нная лекция

Тема любви, творчества
и вечности в романе
М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита»
63

1

М.И.Цветаева

Практикум

Контрольное сочинение
по роману
М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита»

64

1

Исследование

М.И.Цветаева. Жизнь,
творчество, личность.
Основные темы
творчества
65

1

Поэмы М.И.Цветаевой
(урок-обзор)

Практикум

Маргарита» — апология творчества и
идеальной любви в атмосфере отчаяния
и мрака
Многоплановость, разноуровневость
повествования: от символического
(библейского или мифологического) до
сатирического (бытового). Сочетание
реальности и фантастики. «Мастер и
Маргарита» — апология творчества и
идеальной любви в атмосфере отчаяния
и мрака
Многоплановость, разноуровневость
повествования: от символического
(библейского или мифологического) до
сатирического (бытового). Сочетание
реальности и фантастики. «Мастер и
Маргарита» — апология творчества и
идеальной любви в атмосфере отчаяния
и мрака
Жизнь и творчество. Стихотворения:
«Моим стихам, написанным так
рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое —
птица в руке...»), «Кто создан из камня,
кто создан из глины...», «Тоска по
родине! Давно...». «Попытка ревности»,
«Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину».
Уникальность поэтического голоса
Цветаевой. Искренность лирического
монологаисповеди
Жизнь и творчество. Стихотворения:
«Моим стихам, написанным так
рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое —
птица в руке...»), «Кто создан из камня,
кто создан из глины...», «Тоска по
родине! Давно...». «Попытка ревности»,
«Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину».
Уникальность поэтического голоса

анализ
эпизодовпов
ести

написать
сочинение

с.63-70,
тезисный
план

лекция.
Наизусть,
анализ

66

А.Н.Толстой
67

68

69

Б.Л.Пастернак

О.Э.Мандельштам.
Жизнь, творчество,
судьба поэта. Основные
темы творчества
А.Н.Толстой. Жизнь и
художественное
наследие писателя.
Обзор
автобиографической
повести «Детство
Никиты», романаэпопеи «Хождение по
мукам»
Тема русской истории в
романе А.Н.Толстого
«Петр I»
М.М.Пришвин. Жизнь,

1

Семинар

1

Диспут

Цветаевой. Искренность лирического
монологаисповеди
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Notre Dame»,
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса...»,
«За гремучую доблесть грядущих
веков...», «Я вернулся в мой город,
знакомый до слез...» (указанные
произведения обязательны для
изучения). «Silentium», «Мы живем, под
собою не чуя страны...». (Возможен
выбор трех-четырех других
стихотворений.) Культурологические
истоки творчества поэта. Слово,
словообраз в поэтике Мандельштама.
Музыкальная природа эстетического
переживания в стихотворениях поэта.
Описательно-живописная манера и
философичность поэзии Мандельштама.
Импрессионистическая символика
цвета. Ритмико-интонационное
многообразие. Поэт и «век-волкодав».
с.79Поэзия Мандельштама в конце XX —
88,вопросы1
начале XXI века.
-7

Жизнь и творчество. (Обзор.) Повесть
«Детство Никиты», роман «Хождение
по мукам» (обзор) автобиографическая
повесть. Тема русской истории в
литературе 30-х годов
1

Семинар
А.Н. Толстой. «Петр I»: проблематика и
художественное своеобразие романа.

1

с.97-105,
вопросы

Развитие речи

Жизнь и творчество. (Обзор.) Путевые

с.105-115,
проект
с.117127,
чтение,

творчество, личность
М.М.Пришвина. Обзор
художественного
наследия писателя
70

1

71

А.А.Ахматова

Жизнь и творчество
Б.Л.Пастернака.
Основные мотивы его
поэзии
Роман Б.Л.Пастернака
«Доктор Живаго».
Человек, история и
природа в

1

Лекция

очерки. «Черный араб». Пришвин и
модернизм. Философия природы.
«Жень-шень». Сказки о Правде.
«Кладовая солнца». Дневник как дело
жизни
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Февраль. Достать
чернил и плакать!..», «Определение
поэзии», «Во всем мне хочется
дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь»
(указанные произведения обязательны
для изучения). «Марбург», «Быть
знаменитым некрасиво...». (Возможен
выбор двух других стихотворений.)
Тема поэта и поэзии в творчестве
Пастернака. Любовная лирика поэта.
Философская глубина раздумий.
Стремление постичь мир, «дойти до
самой Роман «Доктор Живаго»
(обзорное изучение с анализом
фрагментов). История создания и
публикации романа. Жанровое
своеобразие и композиция романа,
соединение в нем прозы и поэзии,
эпического и лирического начал.
Образы-символы и сквозные мотивы в
романе. Образ главного героя — Юрия
Живаго. Женские образы в романе.
Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и
его органическая связь с проблематикой
и поэтикой романа. Традиции русской
классической литературы в творчестве
Пастернака
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Февраль. Достать
чернил и плакать!..», «Определение
поэзии», «Во всем мне хочется

пересказ

с.132139,
конспект

с.141-150,

произведении

72

1

Биография
А.А.Ахматовой,
основные вехи
жизненного и
творческого пути.
Основные темы лирики

Исследование

дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь»
(указанные произведения обязательны
для изучения). «Марбург», «Быть
знаменитым некрасиво...». (Возможен
выбор двух других стихотворений.)
Тема поэта и поэзии в творчестве
Пастернака. Любовная лирика поэта.
Философская глубина раздумий.
Стремление постичь мир, «дойти до
самой Роман «Доктор Живаго»
(обзорное изучение с анализом
фрагментов). История создания и
публикации романа. Жанровое
своеобразие и композиция романа,
соединение в нем прозы и поэзии,
эпического и лирического начал.
Образы-символы и сквозные мотивы в
романе. Образ главного героя — Юрия
Живаго. Женские образы в романе.
Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и
его органическая связь с проблематикой
и поэтикой романа. Традиции русской
классической литературы в творчестве
Пастернака
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней
встречи...», «Сжала руки под темной
вуалью...», «Мне ни к чему одические
рати...», «Мне голос был. Он звал
утешно...», «Родная земля» (указанные
произведения обязательны для
изучения). «Я научилась просто, мудро
жить...», «Приморский сонет».
(Возможен выбор двух других
стихотворений.) Искренность
интонаций и глубокий психологизм
ахматовской лирики. Любовь как

с.153-158,
тезисный
план

73

1

Поэзия женской души.
Тема любви в лирике
А.А.Ахматовой

Лекция

возвышенное и прекрасное,
всепоглощающее чувство в поэзии
Ахматовой. Процесс художественного
творчества как тема ахматовской
поэзии. Разговорность интонации и
музыкальность стиха. Слиянность темы
России и собственной судьбы в
исповедальной лирике Ахматовой.
Русская поэзия и судьба поэта как тема
творчества. Гражданский пафос лирики
Ахматовой в годы Великой
Отечественной войны. Поэма
«Реквием». Трагедия народа и поэта.
Смысл названия поэмы. Библейские
мотивы и образы в поэме. Широта
эпического обобщения и благородство
скорбного стиха. Трагическое звучание
«Реквиема». «Поэма без героя». Тема
суда времени и исторической памяти.
Особенности жанра и композиции
поэмы.
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней
встречи...», «Сжала руки под темной
вуалью...», «Мне ни к чему одические
рати...», «Мне голос был. Он звал
утешно...», «Родная земля» (указанные
произведения обязательны для
изучения). «Я научилась просто, мудро
жить...», «Приморский сонет».
(Возможен выбор двух других
стихотворений.) Искренность
интонаций и глубокий психологизм
ахматовской лирики. Любовь как
возвышенное и прекрасное,
всепоглощающее чувство в поэзии
Ахматовой. Процесс художественного

с.158164,
анализ
стихов

74

1

Тема Родины в лирике
А.А.Ахматовой

Практик.

творчества как тема ахматовской
поэзии. Разговорность интонации и
музыкальность стиха. Слиянность темы
России и собственной судьбы в
исповедальной лирике Ахматовой.
Русская поэзия и судьба поэта как тема
творчества. Гражданский пафос лирики
Ахматовой в годы Великой
Отечественной войны. Поэма
«Реквием». Трагедия народа и поэта.
Смысл названия поэмы. Библейские
мотивы и образы в поэме. Широта
эпического обобщения и благородство
скорбного стиха. Трагическое звучание
«Реквиема». «Поэма без героя». Тема
суда времени и исторической памяти.
Особенности жанра и композиции
поэмы.
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней
встречи...», «Сжала руки под темной
вуалью...», «Мне ни к чему одические
рати...», «Мне голос был. Он звал
утешно...», «Родная земля» (указанные
произведения обязательны для
изучения). «Я научилась просто, мудро
жить...», «Приморский сонет».
(Возможен выбор двух других
стихотворений.) Искренность
интонаций и глубокий психологизм
ахматовской лирики. Любовь как
возвышенное и прекрасное,
всепоглощающее чувство в поэзии
Ахматовой. Процесс художественного
творчества как тема ахматовской
поэзии. Разговорность интонации и
музыкальность стиха. Слиянность темы

наизусть(по
выбору)

75

1

Поэмы А.А.Ахматовой
(анализ поэм
«Реквием», «Поэма без
героя»)

Аналитическо
е чтение

России и собственной судьбы в
исповедальной лирике Ахматовой.
Русская поэзия и судьба поэта как тема
творчества. Гражданский пафос лирики
Ахматовой в годы Великой
Отечественной войны. Поэма
«Реквием». Трагедия народа и поэта.
Смысл названия поэмы. Библейские
мотивы и образы в поэме. Широта
эпического обобщения и благородство
скорбного стиха. Трагическое звучание
«Реквиема». «Поэма без героя». Тема
суда времени и исторической памяти.
Особенности жанра и композиции
поэмы.
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней
встречи...», «Сжала руки под темной
вуалью...», «Мне ни к чему одические
рати...», «Мне голос был. Он звал
утешно...», «Родная земля» (указанные
произведения обязательны для
изучения). «Я научилась просто, мудро
жить...», «Приморский сонет».
(Возможен выбор двух других
стихотворений.) Искренность
интонаций и глубокий психологизм
ахматовской лирики. Любовь как
возвышенное и прекрасное,
всепоглощающее чувство в поэзии
Ахматовой. Процесс художественного
творчества как тема ахматовской
поэзии. Разговорность интонации и
музыкальность стиха. Слиянность темы
России и собственной судьбы в
исповедальной лирике Ахматовой.
Русская поэзия и судьба поэта как тема

Анализ
поэмы

76

М.А.Шолохов
77

Жизнь, творчество,
личность
Н.А.Заболоцкого.
Основная тематика
лирических
произведений
Жизнь, творчество,
судьба М.А.Шолохова.
«Донские рассказы» и
«Лазоревая степь» как
новеллистическая
предыстория эпопеи
«Тихий Дон»

78

1

1

1

М.А.Шолохов. «Тихий
Дон» как роман-эпопея
о всенародной трагедии
на стыке эпох. История
создания произведения,
специфика жанра

творчества. Гражданский пафос лирики
Ахматовой в годы Великой
Отечественной войны. Поэма
«Реквием». Трагедия народа и поэта.
Смысл названия поэмы. Библейские
мотивы и образы в поэме. Широта
эпического обобщения и благородство
скорбного стиха. Трагическое звучание
«Реквиема». «Поэма без героя». Тема
суда времени и исторической памяти.
Особенности жанра и композиции
поэмы.
Биография. Первые поэтические
публикации. «Завещание», «Я не ищу
гармонии в природе…» «Гроза идет».
Трагедия поэта. Философский характер
произведений Заболоцкого. Кредо
поэта.

с.176-183,
вопросы

Беседа

Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
«Донские рассказы», «Лазоревая степь»,
«Родинка», «Чужая кровь» «Шибалково
семя».
«Тихий Дон» — роман-эпопея о
всенародной трагедии. История
создания шолоховского эпоса. Широта
эпического повествования. Герои
эпопеи. Система образов романа. Тема
семейная в романе. Семья Мелеховых.
Жизненный уклад, быт, система
нравственных ценностей казачества.
Образ главного героя. Трагедия целого
народа и судьба одного человека.
Проблема гуманизма в эпопее. Женские
судьбы в романе. Функция пейзажа в

с186-193

с194-198,
план
составить

79

1

Первая мировая война в
изображении
М.А.Шолохова
80

1

Практик.

Изображение
Гражданской войны на
страницах романа
М.А.Шолохова «Тихий
Дон»
81

1

Женские судьбы в
романе М.А.Шолохова
«Тихий Дон»

Комбинирова
нная лекция

произведении
«Тихий Дон» — роман-эпопея о
всенародной трагедии. История
создания шолоховского эпоса. Широта
эпического повествования. Герои
эпопеи. Система образов романа. Тема
семейная в романе. Семья Мелеховых.
Жизненный уклад, быт, система
нравственных ценностей казачества.
Образ главного героя. Трагедия целого
народа и судьба одного человека.
Проблема гуманизма в эпопее. Женские
судьбы в романе. Функция пейзажа в
произведении
«Тихий Дон» — роман-эпопея о
всенародной трагедии. История
создания шолоховского эпоса. Широта
эпического повествования. Герои
эпопеи. Система образов романа. Тема
семейная в романе. Семья Мелеховых.
Жизненный уклад, быт, система
нравственных ценностей казачества.
Образ главного героя. Трагедия целого
народа и судьба одного человека.
Проблема гуманизма в эпопее. Женские
судьбы в романе. Функция пейзажа в
произведении
«Тихий Дон» — роман-эпопея о
всенародной трагедии. История
создания шолоховского эпоса. Широта
эпического повествования. Герои
эпопеи. Система образов романа. Тема
семейная в романе. Семья Мелеховых.
Жизненный уклад, быт, система
нравственных ценностей казачества.
Образ главного героя. Трагедия целого
народа и судьба одного человека.

с.199-203,
лекция

с.205,
характерист
ика Натальи

с.206,
характерист
ика Аксиньи

Проблема гуманизма в эпопее. Женские
судьбы в романе. Функция пейзажа в
произведении
82

83
Из мировой
литературы
1930-х годов

Трагедия Григория
Мелехова в романе
М.А.Шолохова «Тихий
Дон» (путь поиска
правды героем)
Контрольное сочинение
по роману-эпопее
М.А.Шолохова «Тихий
Дон»

84
О.Хаксли «О дивный
новый мир». О.Хаксли
и Е.Замятин
Биографические истоки
творчества
А.Т.Твардовского.
Поэма «Страна
Муравия»

86

Исследование

Образы главных героев

1

1

Лекция

1

Литература
периода Великой
Отечественной
Лирика
войны
А.Т.Твардовского

сочинение
«О дивный новый мир»: антиутопия.
Специфика жанра и композиции
произведения. РПроблема
дегуманизации общества в процессе
технического прогресса

написать
сочинение

с217-222,
вопросы 1-3

Лекция

Комбинирова
нная лекция

Поэма
А.Т.Твардовского
«Василий Теркин»
87

с.209, план ответ
"Образ
Григория"

1

1

А.Т.Твардовский
85

1

Комбинирова
нная лекция

Писатели на фронтах ВОВ. Первые
публикации во фронтовой печати.
Проза Великой отечественной
войны.Поэзия. Драматургия.
Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало
творческого пути. Своеобразие поэмы
«Трава Муравия». Журналистская
работа во фронтовой печати. «Книга
про бойца» «Василий Теркин». Поэмы
«Дом у дороги» и «За далью-даль».
Исповедальная лирика. Поэма «По
праву памяти».
Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало
творческого пути. Своеобразие поэмы
«Трава Муравия». Журналистская
работа во фронтовой печати. «Книга
про бойца» «Василий Теркин». Поэмы
«Дом у дороги» и «За далью-даль».
Исповедальная лирика. Поэма «По

с.223-226

с226-235,
анализ глав

с.237-239,
конспект

88

1

А.И.Солженицы
н

Исследование

Проза, поэзия,
драматургия периода
ВОВ

89

1
А.И.Солженицын.
Жизнь и судьба
писателя. Своеобразие
раскрытия лагерной
темы в повести «Один
день Ивана
Денисовича»

90

1

Комбинирова
нная лекция

Лекция

Малая проза
А.И.Солженицына.
Тема праведничества в
рассказе «Матренин
двор»
91

92

93

1
Из мировой
литературы
Полвека русской
поэзии (поэзия
послевоенного
периода)

А.И.Солженицын.
«Архипелаг ГУЛАГ» летопись страданий
1
Символический смысл
повести Э.Хемингуэя
«Старик и море»
«Поэтическая весна».

1

Комбинирова
нная лекция

праву памяти».
Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало
творческого пути. Своеобразие поэмы
«Трава Муравия». Журналистская
работа во фронтовой печати. «Книга
про бойца» «Василий Теркин». Поэмы
«Дом у дороги» и «За далью-даль».
Исповедальная лирика. Поэма «По
праву памяти».
Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало
творческого пути. Своеобразие поэмы
«Трава Муравия». Журналистская
работа во фронтовой печати. «Книга
про бойца» «Василий Теркин». Поэмы
«Дом у дороги» и «За далью-даль».
Исповедальная лирика. Поэма «По
праву памяти».
Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана
Денисовича» (только для школ с
русским (родным) языком обучения).
Своеобразие раскрытия «лагерной»
темы в повести. Образ Ивана
Денисовича Шухова. Нравственная
прочность и устойчивость в трясине
лагерной жизни. Проблема русского
национального характера в контексте
трагической эпохи.
Рассказ «Матренин двор»Сюжет ,
композиция, пролог.«Архипелаг
ГУЛАГ» (обзор). автобиографизм
творчества А.И.Солженицына.

Комбинирова
нная лекция

Лекция

с.250-263,
конспект

с.282-283,
вопросы

с.287-297,
проектс.299,
вопрос1,2

анализ
героев

После войны. А.Камю. Э.Хемингуэй
Повесть «Старик и море».

с.307-311,
в.1-4
письменно

Поэтическая весна. Поэзия периода

с.312-327,

Лирика поэтов –
участников ВОВ.
(Обзор поэзии
Л.Н.Мартынова,
С.П.Гудзенко,
А.П.Межирова,
Ю.В.Друниной,
Е.М.Винокурова)
Русская советская
поэзия 1960-1970-х
годов: время
«поэтического бума»,
период после
«поэтического бума»
(урок-обзор)

94

95

Русская проза
1950-2000 годов

98

1

1

96

97

«оттепели». Стихи поэтов-фронтовиков.
Поэзия шестидесятников. Сохранение
классических традиций в 70-е годы.
Поэтическая философия. Авторская
песня. Постмодернизм

Общая характеристика
русской поэзии 19801990-х годов. Лирика
И.А.Бродского
Современность и
«постсовременность» в
мировой литературе
«Лейтенантская проза».
В.П.Некрасов. «В
окопах Сталинграда»
«Деревенская проза».
Обзор повестей
Б.А.Можаева «Живой»,
В.И.Белова

1

Комбинирова
нная лекция

Комбинирова
нная лекция

Русская советская поэзия.
Жизнь. Творчество. (Обзор.).
Творческая самостоятельность.
Бродский - «поэт культуры»,
усложненный «культурный багаж» его
поэзии. Русская и западная ориентация
творчества. Широта тематического
диапазона «Я входил вместо дикого
зверя в клетку», «Пилигримы»,
«Рождественский романс». Поэтика
Бродского, определяемая как «странная
архитектура». Эксперименты Бродского
с поэтическими жанрами

Комбинирова
нная лекция

с.327-348,
тезисный
план

с.349-357,
план

Обновление повествовательных форм.

с.358,
лекция

Понятие "Лейтенантская проза".Анализ
произведения

конспект,
пересказ
с.387-390

Деревенская проза. Стилистические
особенности

с.390-393,
пересказ

1

1

вопросы 1-6

Лекция

«Привычное дело»
99

1

Комбинирова
нная лекция

В.Г.Распутин: жизнь,
творчество, личность.
Проблематика повести
«Прощание с Матёрой»
100

101

102

1

В.М.Шукшин: жизнь,
творчество, личность.
Обзор литературного
творчества
Творчество
А.В.Вампилова. Анализ
пьесы «Утиная охота»
Творчество
Ф.А.Абрамова.
Проблематика повестей
«Деревянные кони»,
«Пелагея», «Алька»
Анализ повестей
К.Д.Воробьева «Убиты
под Москвой»,
В.Кондратьева
«Сашка», Е.И.Носова
«Усвятские
шлемоносцы»
«Городская» проза
Ю.В.Трифонова,
А.Г.Битова,
Вл.С.Маканина.

1

1

Комбинирова
нная лекция

Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
«Прощание с Матерой» изображение
патриархальной русской деревни, мало
затронутой пагубным влиянием
цивилизации. Экология души —
экология природы
Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Тематическое новаторство прозы
Шукшина. Соседство комических
элементов с трагическими в
изображении повседневной жизни
совре- менной деревни. Нравственные
искания героев. Своеобразие
«чудаковатых» персонажей.
«Неравнодушный реализм» Шукшина:
«Чудик», «Алеша Бесконвойный»,
«Обида».

с.393-397,
вопросы 1-6

с.399-401,
сообщение

Комбинирова
нная лекция

Комбинирова
нная лекция

Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор ).
Повести «Деревянные кони»,
«Пелагея», «Алька». Новаторство
«деревенской прозы» Абрамова.
Обзор повестей К.Воробьева «Убиты
под Москвой», В.Кондратьева «Сашка»,
Е.Носова. «Усвятские шлемоносцы».
Автобиографичность и
документальность произведений.
Своеобразие развития военной
темы.«Городская проза» в русской
литературе 1960-1980 гг. Концепция
личности в «городской прозе».Обзор
повести Ю.Трифонова «Обмен».
Нравственная проблематика

с.401-404,
анализ

с.404423,
обзорное
изучение
тем

повести
Ю.В.Трифонова
«Обмен»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».